Для необычных меломанов

Когда мы подбираем себе акустическую систему, которая займет достойное место в комнате, то чаще всего обращаем свой взор в сторону классических колонок, созданных для домашних инсталляций. Однако есть компания, изначально известная как производитель профессиональных активных студийных мониторов, а затем вступившая на рынок бытовой акустики, но при этом не поменявшая ничего в самих колонках. Речь сегодня пойдет о Genelec, а беседуем мы с Робертом Паломяки — инженером службы поддержки пользователей (Customer Support Engineer) компании Genelec.


— Первый вопрос в лоб, какие системы установлены у Вас дома?
— У меня «поселились» Genelec 6020, сабвуфер 5050, 3‑полосные колонки Philips выпущенные еще в 60‑х годах, радио Tivoli Audio на кухне и множество наушников, среди которых предпочитаю Audiotechnica и Beyerdynamic.
— А в каких известных местах работает продукция Genelec?
— Наши колонки можно увидеть в большинстве звукозаписывающих студий, даже знаменитой Abbey Road, а та кже на огромном количестве радио и телестанций, например BBC, Radio France — там стоят небольшие системы ближнего поля для мониторинга эфира. Профессионалы повсеместно используют нашу продукцию. В последние годы у нас появились несколько инсталляций и для многоканального цифрового звукового вещания (5.1), в том числе для трансляции радио в формате DAB.
Самый свежий пример — конкурс Евровидения, на который в этом году мы привезли более 40 акустических систем для мониторинга.

— Сейчас многие производят акустику Life Style, уделяя особенное внимание ее внешнему виду.  Не планируете ли вы выпустить что‑то подобное?
— У нас на первом плане стоит качество звучания, но, конечно, не последнее значение мы придаем и тому, как выглядят наши изделия. Мы считаем, что все наши системы красивые. Мы даже отказались от нескольких типов отделки и окраски колонок, предназначенных для свободной, наружной установки, и избрали исключительно черный цвет. Раньше у нас это было как опция, но практически все покупали колонки черного цвета — вне зависимости от того, какой цвет мы предлагали в каталоге.
— И тем не менее, есть ли у Genelec какие‑то планы по изменению модельных рядов? На фоне постоянных, буквально каждые
полгода, изменений модельных рядов других производителей у вас все так стабильно…
— Мы следим за разными технологиями, начиная от iPod и заканчивая беспроводными решениями, а та кже наблюдаем за рынком продукции LifeStyle, но пока ничто не заинтересовало нас настолько, чтобы начать разработки в этом направлении. Да, может быть, мы и выглядим немного консервативно, но не забывайте, что мы просто производим акустические системы высочайшего профессионального качества. А профессионалы тоже в определенной степени консервативны, ведь в работе на первое место выдвигается функциональность и надежность. Этим требованиям как раз и отвечают наши системы.

— Существует мнение, будто по сравнению с бытовыми системами профессиональный звук несколько холоден, чересчур аналитичен для домашнего слушателя.
— Я полагаю, что это еще зависит и от того, к чему человек привык. Если, к примеру, вы работали или просто часто слушали профессиональные системы, то при переходе к обычной акустике Hi-Fi вам сразу же покажется, что звук слегка «замутнен».
И наоборот, после нормальных колонок звук мониторов поначалу может показаться вам «холодноватым», но потом он все равно понравится. Вас покорят его достоверность и натуральность.
— Роберт, а какие тенденции сейчас наблюдаются, например, на финском рынке акустических систем?
— Отвечу кратко: размеры меньше, каналов больше.
— Стоимость колонок Genelec довольно высокая. Чем Вы объясните та кую ценовую политику?
— Тем, что наши системы очень надежны. Их хватит лет на двадцать, и, заметьте, на этом вы экономите значительные средства. Кстати, не исключаю, что в Америке мы даже слишком дешевые по сравнению с нашими конкурентами, которые обладают та кими же профессиональными достоинствами и возможностями настройки.
— Большинство моделей Genelec активные, то есть имеют усилитель, встроенный в корпус монитора, а к пассивным колонкам вы обязательно предлагаете внешний усилитель.
Таким образом, вы достигаете максимальной со гласованности.
А какие усилители вы используете, в каком классе они
работают и что фирма думает о появляющихся цифровых усилителях?

— Цифровые усилители мы не применяем. Конечно, мы присматриваемся к ним и уже давно тестируем. Но пока нас в них слишком многое не устраивает, чтобы начать использовать. Во-первых, звук у них не столь хорош, как бы хотелось, во‑вторых, можно сказать, что технология цифрового усиления еще не установилась, и, в третьих, сейчас они обходятся дороже при тех же качественных показателях. То есть класс D дешев, если он используется в недорогой технике с не самым высоким качеством звучания, но если вам надо сделать прецизионный аппарат, то цифровой усилитель нужного уровня обойдется гораздо дороже, чем обычный.

Вообще, в разных колонках у нас стоят разные усилители, но предпочтительнее класс A. Если вы думаете о том, как их охлаждать, то, предчувствуя ваш вопрос, сразу отвечу: в новых сериях у нас вся колонка — это огромный радиатор.

— В России достаточно актуальны инсталляции в небольших комнатах, площадью 15–25 м2, где планировка выглядит, например, так: 3 м — ширина, 6 м — длина.
Какую акустику вы посоветуете нашим соотечественникам и как ее лучше установить?
— Системы Genelec 6020 с сабвуфером 5050, как у меня в моей небольшой комнате. Если помещение побольше — то HT206 и
сабвуфер HTS3.

Для стереоустановки требуется обеспечить угол от головы слушателя в 60 градусов. Акустику окружающего звука развести на 120 градусов от центральной оси. Впрочем, эти параметры всем известны, это стандарт. Место для сабвуфера придется подбирать — располагать его там, где он лучше всего звучит, но обязательно не в центре, а немного сбоку, иначе образуются стоячие волны. Ни в коем случае не следует ставить систему поперек, если, например, у вас комната 3 на 6 метров, — только в длину.

Это верно и для любого другого прямоугольного пространства. Genelec 6020 необходимо устанавливать та к, чтобы сзади было не менее 5 сантиметров до стены, потому что на задней панели располагается фазоинвертор. Желательно использовать кронштейны или подставки под колонки — по высоте не меньше 30 сантиметров от пола, причем это расстояние зависит от высоты потолка. А выше можно — до того уровня, на котором располагаются уши слушателя. Еще выше не рекомендуем.