БИЗНЕС В СТИЛЕ Hi-Fi. интервью с Джо Эткинсом, DVDXPERT

Джо Эткинс (Joe V. Atkins) — бизнесмен. Много лет назад он купил тогда еще молодую компанию B&W — ему был интересен Hi-Fi, он любит музыку. К тому же делать бизнес в этом сегменте — штука захватывающая, ведь этот рынок находится на грани между техникой и искусством. Джо достиг невероятных успехов. Сегодня холдинг B&W Group один из самых крупных на рынке и объединяет несколько известных брендов (B&W, Classe, Rotel), а Джо Эткинс — его единоличный владелец. С этим, бесспорно, выдающимся человеком нам удалось побеседовать Андрею Дементьеву во время конференции российского дистрибьютора, компании A&T Trade

Время сейчас непростое, бушует глобальный экономический кризис. Как вы расцениваете ситуацию и какие шаги были предприняты в B&W для предотвращения негативных последствий рецессии?

Падение наблюдается на всех рынках, не только Hi-Fi. Первыми удар приняли на себя США, в Европе эффект сказался позже. Кстати, в России, Японии и ряде других восточных стран рецесия заметна менее всего. Главная проблема в том, что обычные потребители, и компании не могут понять, дошли ли мы до дна кризиса. Это накладывает свой отпечаток. Но и в такой ситуации есть люди, у кого остались и работа и деньги. Они, как и раньше, покупают важные для себя вещи. Преимущество B&W в том, что мы выпускаем специализированную продукцию. Специализированную даже для своего сегмента. Мы сосредоточились на совершенно определенной рыночной нише. Наши покупатели желают слушать лучший звук. И даже при нынешнем положении дел эти энтузиасты будут ужиматься в чем-то другом, но расходы на AV-аппаратуру оставят на прежнем уровне.

Какие сегменты старается закрыть своими линейками компания B&W?

Я бы сравнил свой бизнес с автомобильным. Когда мы говорим о классе люкс, то видим две стратегии. Например, есть «Мерседес» — это luxury, но с достаточно широким модельным рядом. А есть «Феррари» — моделей немного, но все они сосредоточены на самом верху топового сегмента. В этом смысле B&W скорее ближе к «Мерседесу». Мы выпускаем продукцию класса люкс, но у нас достаточно широкая линейка продуктов. Как пример колоссальности нашего ассортимента, расскажу о некоторых планах. Сейчас идет финальная доводка абсолютно новой линейки аппаратуры в категории, которую мы назвали new media (новые медиа). К рождественским распродажам мы представим еще одну док-станцию для iPod/iPhone, очень хорошие мультимедийные колонки для компьютера и пару моделей наушников. Обратите внимание, все это будет продаваться не только через специализированных дилеров, как принято с другими продуктами B&W Group, но и появится в торговых сетях. На такой шаг мы пошли потому, что мир Hi-Fi изменился. Сегодня любители музыки слушают не только CD-диски. Портативные плееры, сетевые и прочие цифровые носители оказывают серьезное давление на традиционный рынок Hi-Fi.

Давайте затронем тему iPod. Есть две точки зрения. Первая — портативное аудио негативно повлияло на рынок Hi-Fi, люди перестали слушать хороший звук. Сторонники другого мнения, наоборот, говорят, что с популяризацией iPod и подобных плееров индустрия обрела второе дыхание, когда люди кроме домашних кинотеатров покупают и стерео. Сначала — в виде недорогой iPod-станции, а потом хотят лучшего звука и начинают апгрейд системы. Какой взгляд вам ближе?

Хорошие новости — то, что миллионы людей, которые ранее никогда не тратили деньги на CD и на приобретение дорогой аппаратуры, сейчас слушают музыку, потому как практически у каждого есть MP3-плеер. В первую очередь это, конечно, молодежь. Например, моя дочь. Ей семнадцать. У нее есть MP3-плеер — с тремя тысячами песен. Значит, она слушает музыку. Плохие новости — засилье компрессированного аудио. Люди привыкают слушать музыку, записанную с низким качеством. Но алгоритмы кодирования развиваются, а появление Lossless-форматов (без потерь) вообще кардинально меняет ситуацию. Они становятся все популярней, и в будущем, думаю, вытеснят MP3. Вот тогда, и это хорошая новость для B&W, эти меломаны станут искать аппаратуру, способную без ограничений раскрыть все заложенное в музыке. И мы окажется на коне, потому что предлагаем именно такую технику. Нельзя не приветствовать то, что в последние годы количество меломанов увеличивается столь значительно.

В холдинг B&W Group входят бренды Classe и Rotel. Хотелось бы узнать, существует ли какой-то обмен идеями или технологиями между их специалистами?

Вообще говоря, Rotel — доступный («affordable») High End высокое качество по демократичной цене. Наверное, технологическая синергия здесь не важна — Rotel заполняет линейку продукции в среднем ценовом диапазоне, причем внутри его модельных рядов достаточно хороший разброс цен и качественных характеристик. Изучите новую 15-ю серию — там есть устройства на любой вкус. Classe ориентирован на более серьезные и дорогие проекты. И, признаемся честно, техника этой марки очень хороша в паре с топовыми моделями B&W. Отличный альянс. Например, новая серия, вышедшая под индексом CT. В линейках B&W есть акустика с таким же индексом. Мы предлагаем, чтобы аппаратура этих двух серий CT была объединена в доме заказчика в рамках одной мощной и качественной системы. Но нельзя сказать, что они разрабатывались друг под друга — усилители и акустика CT вполне самодостаточны и универсальны. Просто такая синергия кажется нам удачным решением.

Кстати, то, что внутри B&W Group работают три компании, помогает вам пережить кризис?

Вообще-то нет. Это же кредитный кризис. Чем ты крупнее, тем он для тебя опасней. Чем компания больше, тем более существенная поддержка банка требуется ей для постоянного кредитования оборота. Возьмите, к примеру, Bang&Olufsen — будучи достаточно успешной в люксовом сегменте, она столкнулась с большими проблемами, потому что владеет собственным ритейлом (розничной торговлей), ей приходится платить аренду за свои торговые площади и поддерживать эту структуру. Маленькая фирма может быть гибче и, соответственно, устойчивей. Правда, с другой стороны, крупная компания способна предоставить больше преимуществ своим дистрибьюторам.

Замедлит ли кризис скорость прогресса в сфере инновационных технологий? И как небольшим, по сравнению с корпорациями типа Sony и ей подобным, фирмам угнаться за этими технологиями?

В чистом аудио (особенно в стерео) технологии не меняются. Колонки как были колонками, так ими и остались. Пожалуй, обновляются материалы да иногда происходят небольшие инженерные усовершенствования. С усилителями похожая ситуация, но нужно отметить появление импульсных (так называемых цифровых) усилителей. Сегодня можно создать хороший цифровой усилитель — мы это сделали в Rotel. А вот в области домашнего кинотеатра и видео изменения идут достаточно интенсивно — Blu-ray, процессинг, HDMI, новые декодеры и многое другое. Проблема в том, что многие корпорации выпускают новые продукты так, чтобы они быстро стали дешевыми, тем самым обеспечив популярность, массовость этого вида техники. А в итоге популярными становятся аппараты, которые вовсе и не раскрывают все эти инновации в полном объеме. Я полагаю, что кризис может несколько приостановить технологическую гонку, что для нас, в общем-то, позитивно. Ведь тогда корпорации будут вкладывать ресурсы не в придумывание новых технологий, а в доведение до ума существующих.

Компания B&W реализовала довольно интересную идею создания музыкального клуба в рамках интернет-сайта B&W Society of Sound. Помимо разговоров о звуке, там можно по платной подписке получать записи избранных музыкантов в очень высоком качестве. Стоит ли рассматривать это как послепродажную поддержку или попытку реализовать себя на рынке цифрового контента?

В первую очередь это маркетинговый проект. Он призван объединить тех, кому интересна качественная музыка, чтобы люди могли общаться между собой и даже получить живой отклик от музыкантов, создававших записи. С другой стороны, это пропаганда форматов сжатия без потерь (у нас используются FLAC и Apple Lossless). Возможно, в будущем Society of Sound сможет стать бизнесом. Однако не забывайте, что на продаже песен через iTunes компания Apple практически ничего не зарабатывает, основная ее прибыль идет от реализации плееров iPod. В принципе у нас схожая ситуация.

И последний вопрос. В молодости вы работали в разных областях. Сегодня, после стольких лет бок о бок с Hi-Fi, что вы можете сказать об этом рынке?

Для бизнесмена рынок Hi-Fi привлекателен своим специализированным характером. Ведь B&W занимает место не в аудиовидеосегменте вообще, а именно в нише Hi-Fi. Это техника для ценителей. И заметьте, в отличие от компаний, выпускающих массовую продукцию, специализированные производители способны поддерживать гораздо лучшее соотношение цена/качество. Стоимость у нас не настолько выше, насколько лучше работают наши изделия по сравнению с «народными» марками. В результате даже кризис пережить нам проще. Мы стабильны. И, конечно, делать хороший звук — значит дарить людям позитивные эмоции. Это вдохновляет.